Архитектура

Здание кирпичное, на белокаменном цоколе, было оштукатурено и побелено. Выстроено в стиле классицизма. Наиболее интересна архитектура храма и колокольни, выстроенных на рубеже 18-19 вв., в формах классицизма с широким использованием элементов и приемов барокко.

Отдельные детали декора (базы и капители, подоконные плиты и венчающие элементы карнизов) выполнены из белого камня.

БАЗА (франц. base, от греч. baino — ступаю), основание, подножие колонны.

КАПИТЕЛЬ (нем. Kapitell, от лат. capitellum — головка), часть ордера — верхний элемент колонны или пилястры, расположенный между фустом (стволом колонны) и антаблементом (горизонтальным перекрытием) либо пятой арки, свода. В нижней части колонна оформляется базой.

 

Композиция церкви традиционно трехчастная: алтарь, собственно храм и притвор (или трапеза).

ПРИТВОР — пристройка перед входом в храм. Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом.

 

Вытянутые вверх по своим пропорциям объемы храма и колокольни обладают изысканным барочным силуэтом. Чем выше, тем более пропорционально вытянутыми и облегченными выглядят яруса.

 

Храм относится к типу “ротонда на двусветном четверике”.

РОТОНДА (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый), тип круглого в плане здания. Ротонды обычно перекрывают куполом.

ЧЕТВЕРИК, в русской деревянной архитектуре — квадратный в плане сруб, клеть.

ДВУСВЕТНЫЙ ЗАЛ (см. зал), парадное помещение, зал с высотой стен в два этажа (не разделенных перекрытием) и двумя рядами окон. “Вторым светом” называют верхний ярус стен и окон.

Полусферический купол с люкарнами увенчан глухим барабаном с шаровидной главкой на тонкой шее.

ЛЮКАРНА (фр. lucarne, от лат. lux «свет») — оконный проём в скате крыши, обычно чердачной, или куполе, с вертикальной рамой, закрытой по бокам и сверху.

БАРАБАН (тюрк., тат. daraban), в архитектуре — композиционный элемент цилиндрической формы.

 

 

Внутри переход от четверика к ротонде осуществлен при помощи ступенчатых конических тромпов.

ТРОМП (франц. trompe — охотничий рог, из др.-верх.-нем. trumba — труба, рог), в архитектуре — вогнутая поверхность, элемент в виде части конуса. Четыре тромпа находятся в углах сходящихся стен квадратного в плане средокрестия между подпружными арками, обеспечивая переход от квадрата к цилиндрическому барабану купола.

Высокое и светлое пространство храма сообщалось с трехгранной апсидой через три арочных проема. В настоящее время апсида разрушена.

АПСИДА (=абсида). Примыкающий к основному объему здания пониженный выступ полукруглой, граненой либо сложной формы в плане; этим термином почти всегда обозначаются лишь алтарные объемы.

Углы четверика храма по-барочному раскрепованы.
Фасады обработаны пилястровыми портиками с массивными карнизами, украшенными дентикулями, и пологими фронтонами.
ПОРТИК (франц. portique, от лат. porticus — крытый ход, навес), выступающая часть здания или самостоятельная постройка, образованная колоннадой и имеющая собственное перекрытие. Оформляет вход или проход в здание.
ПИЛЯСТРА (итал. pilastro, от лат. pilae — столб), плоский вертикальный выступ на поверхности стены, заменяющий колонну. Имеет прямоугольное сечение, подобно колонне в верхней части дополняется капителью, а в нижней — базой.

Между пилястрами (вплотную к ним)  размещены в два яруса окна. Нижние – узкие, полуциркульные, верхние – круглые в характерных для раннего классицизма фигурных обрамлениях.
Низкая ротонда тоже расчленена каннелированными пилястрами, между которыми “тесно” размещены прямоугольные окна.
КАННЕЛЮРА(от фр. cannelure, также ложок) — вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).

В карнизе проходит меандровый пояс.

МЕАНДР – греческий орнамент, непрерывная лента, состоящая из прямых углов.

В трапезную ведет широкая арка.

По своей высоте трапезная достигает нижнего яруса колокольни, который включен в ее объем.

 

Обширное, квадратное в плане помещение трапезной перекрыто системой крестовых сводов и далеко выступает за стены храма. Трапезная значительно отличается от первоначальных объемов. Она выстроена в формах позднего классицизма с привлечением декоративных элементов в духе псевдорусского стиля.

СВОД (греч. apsis — свод, дуга; ср. апсида; конха), криволинейное перекрытие вертикальных частей здания: стен, столбов, пилонов (ср. арка). Внутреннюю поверхность свода называют куполом. Своды бывают разных профилей: крестовые образуются пересечением двух цилиндрических сводов.

 

 

Замыкающая композицию трехъярусная колокольня увенчана главкой на четырехгранном барабане и переходящей в шпиль.  Нижний четверик перекрыт крестовым сводом, а верхний – куполом с люкарнами.

Декорация колокольни имеет более выраженный пластический характер. Арочные проемы ярусов фланкированы парными ионическими колоннами, несущими во втором ярусе фронтон, а в третьем – раскрепованный антаблемент.

ФЛАНКИРОВАНИЕ – (от франц. flanquer – фланкировать, обстреливать во фланг), симметричное размещение каких-либо объектов по сторонам центральной композиционной оси.

ИОНИЧЕСКАЯ КОЛОННА – высокая, стройная колонна с верхом (капителью), украшенным двумя завитками, или волютами.

АНТАБЛЕМЕНТ (франц. entablement — надстолье, от лат. tabula — стол, доска, плита), в классической архитектуре — одна из двух частей ордера, горизонтальное перекрытие, опирающееся на колонну, пилон, стену. Иначе — несомая часть архитектурного ордера (в отличие от несущей опоры).
РАСКРЕПОВАННЫЙ – способ пластического тектонического членения фасада, когда колонна вместе с находящейся над ней частью антаблемента и, если есть, с пьедесталом выдвинута по отношению к стене.
Белокаменные колонны, карнизы с дентикулями, люкарны из белого камня придают тщательно исполненной декорации особую нарядность.
ДЕНТИКУЛЫ (лат. denticulus — зубчик), ряд небольших прямоугольных выступов под карнизом, тягой или гейсоном здания. Другое название — “сухарики”. Согласно теории происхождения архитектурных форм из начальной деревянной конструкции, дентикулы воспроизводят торцы тесно расположенных реек, поддерживающих кровлю.
Архитектурное убранство храма и колокольни отличается большой насыщенностью форм и включает в себя элементы и приемы барокко, что сближает памятник с зодчеством раннего классицизма.

 

Живопись в храме масляная.
Полы во всех помещениях деревянные.

Comments are closed.