Из истории

История Тверской области велика, на территории находятся бесконечные храмы, старинные сооружения. Одно из таковых находится в Калязинском районе, в селе Апухтино. В старые времена именовалось село Никольское-Опухтино.

Издревна известно что поселение на здешних местах, особенно хорошо помнят сохранившиеся книги. Что только не говорится в исторических справках. Упоминаются деревянные предшественники до постройки каменной церкви в Дмитровской писцовой книге за 1627—1629 г.: «село Никольское на реке на Сабле, а в нем церковь Николы Чудотворца дервяна клецки да другая церковь Благовещение Причистые Богороднцы.»

В давние времена количество прихожан было огромно и строились храмы повсеместно, строились на совесть. Качество выполненных строительных работ до сих пор позволяет проводить в некоторых церквях службы, несмотря на опустошение в советские годы. Известно что первая церковь в селе Никольское-Опухтино построена в 1710 году. Тверской епархиальный статистический сборник от 1901 года указывает что в 1800 году в селе построена церковь Благовещения, каменная с 3 престолами.

Постройка выполнена в стиле зрелого классицизма. Исправно проводились службы вплоть до XX века, но известные события в начале прошлого столетия самым негативным образом отразились на здании. В 1901 году служили: Священник Николай Михайлович Смирнов, Диакон Владимир Дмитриевич Попов, Псаломщик Василий Николаевич Рахманин. Церковный староста крестьянин Григорий Гаврилович Морозов.

В начале прошлого века закрытия удалось избежать, хотя разграбление и хаос в первые годы становления новой власти особенно чувствовались вокруг церквей. Не последняя очередь была за человеком между церковью и народом, а именно за церковным старостой на селе. Так или иначе церковь не закрывали до середины 30-х годов прошлого столетия. «Очень красивый был храм», — вспоминает житель села, который видел своими глазами эту церковь в службу.

В последующие советские годы использовали здание как склад и зернохранилище. Притом не ремонтируя кровлю, в результате только качество заложенное при строительстве помогло выстоять семьдесят пять лет опустошения и разрухи. С начала 1990-х годов церковь не ремонтируется и не консервируется.

(Источник)

 

Село Никольское-Апухтино (Опухтино) упоминается в Дмитровской Писцовой книге за 1627 – 1629 г.: “за Николаем Васильевичем сыном Опухтиным село Никольское на реке на Сабле, а в нем церковь Николы Чудотворца дервяна клецки да другая церковь Благовещение Причистые Богороднцы…”. В Дмитровской Переписной книге за 1678 год упоминается “село Никольское Опухтино тож, а в нём церковь Николая Чудотворца”.
Клировая ведомость за 1796 год дает сдедующие сведения о церквях с. Никольское-Опухтино и опять, видимо, не окончательные: “1-я церковь Благовещенская, построена в 1710 г.; 2-я тёплая во имя Николая Чудотворца построена в 1760 г. – деревянная, в ветхости, вместо которых… строится с тем же наименованием”. Наиболее точные сведения о Николо-Апухтинской церкви мы получаем в Тверском епархиальном статсборнике (1901 г.): ” Церковь Благовещенская, построена в 1800 г., каменная, престолов 3: в холодном – Благовещения Пресвятой Богородицы; в тёплом святителя Николая и Успения Пресвятой Богородицы”. В приходе 542 двора, в них проживали 1556 муж., 1812 жен. Всего 3368 человек. Число прихожан – 1726-1957.
Храм в с. Никольское-Апухтино сохранился до настоящего времени, но в неудовлетворительном состоянии, требуется ремонт и реставрация.

В «Материалах для Истории Тверской епархии» (38 стр.) при ведена следующая выдержка из «Тверских Губернских Ведомостей» за 1850 гг. № 41; «В имении Калязинской помещицы Шестуновой, в 35 верстах от Калязина, близ с. Опухтина, одиноко среди пашни и лугов, стоит часовня, памятник бывшаго в этом месте Казанскаго монастыря. Предание сохранило только название это и то, что он раззорен и сожжен поляками».
В Дмитровской Писцовой книге 7135-7137 (1627-29) г.г. письма и меры Андрея Загряжскаго, на листе 192, за № 538, находится следующее известие о селе Никольском-Опухтине.
«За задворным конюхом за Борисом да за братом ево за Федором Никитиным детми Опухтина старинная вотчина что было за прадедом их за Никитою Васильевым сыном Опухтиным село Николское на реке на Сабле а в нем церковь Николы Чюдотворца древяна клецки да другая церковь благовещение Пречистые Богородицы бес пения а в церкве образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье вотчинниковы. А у церкви двор попов пуст. Во дворе понамарь Остка Иванов во дворе проскурня Маремьяна.».
В Переписной книге по г. Дмитрову, 7186 г., переписи Димитрия Никитича Кутузова, Артемья Михайловича Игнатьева и подъячаго Фёдора Леонтьева в Троицком стану, на л. 606 об., № 392: «За вдовою Прасковъею Борисовою дочерью Петровскою женою Моркова село Никольское Опухтино тож а в нем церковь Николая Чюдотворца. У церкви во дворе поп Степан Никитин, во дворе понамарь Минка Микитин у него детеи Микишка Максимко да двор вотченников»…
В клировой ведомости 1796 г. о селе Никольском-Опухтине сказано: «1-я церковь Благовещенская, построена в 1710 г.; 2-я теплая, во имя Николая Чудотворца, построена в 1760 г., – деревянная, в ветхости, вместо которых по данной от Его Высокопреосвященства Синодальнаго члена Иринея, Епископа Тверскаго и Кашинскаго в 1794 г. храмозданной грамоте, строится в теж наименовании каменная».
«Священник – Благочинный Афанасий Петров, 29 л., из философии; посвящ. в 1787 г. Церков. земли 36 десят. 14 деревень; дворов 171; душ м. п. 682, ж. п. 685».
Прихожан в селе Никольском-Опухтине, деревнях: Альняки, Фёдоровском, Родионове, Байкусове, Горке, Новеньком, Старове, Плутине, Твердилове, Хребтове, Ивановке, Петрецове, Фенине, Головкове, Пенье, Онашкине, Власице, Софронове – 564 двора (1587 мужчин, 1843 женщины).
(По материалам изданий Суворов Н.А. Калязинские храмы и монастыри (краткие исторические очерки). – Калязин, 2004., Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. – Калязин, 1908. и Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. – Тверь, 1901.)   Источник.

 

Сохранилась уникальная фотография церкви (ориентировочно начало 20 века). В центре фотографии- усадебный дом Голеновских (постройки второй половины 19 века, источник).

Этот же дом крупным планом:

До 2000-го года в Селе Никольское -Апухтино сохранялся дом Николая Александровича Голеновского. Родился он около 1845 в семье подполковника Александра Голеновского, мать- Мария Павловна была владелицей имения в Селе Никольское – Апухтино. Имел сестру – Марию Александровну. Поручик. Избирался судебным приставом Калязинского уезда (1866). С 1868 – гласный калязинского уездного земского собрания, депутат уездного дворянства (1872-1874), член Земской управы (1886-1891).
Умер 16 февраля 1893 в возрасте 48 лет. Похоронен на кладбище в селе Никольское-Апухтино, где покоятся его ближайшие родственники. Потомки Н.А. Голеновского проживают в Москве. (Источник)

В советское время дом был школой, позже он полностью сгорел (в 90-е годы 20 века).

На фотографии – Н.А. Голеновский:

 

Последний владелец усадьбы - Голеновский Владимир Николаевич.  (Источник).

В Никольском-Опухтине были похоронены:

Голеновская Марiя Александровна, дѣвица, † 13 мая 1881, 39 л. (С. Никольское-Опухтино Калязин. у.).
Голеновская Марiя Павловна, «подполковница», † 4 мая 1868, 65 л. (С. Никольское-Опухтино Калязин. у.).
Голеновскiй Николай Александровичъ, поручикъ, † 16 февраля 1893, 48 л. (С. Никольское-Опухтино Калязин. у.). (Источник: “Провинциальный некрополь“)

А также:

Вельякинова-Зернова Надежда Васильевна, вдова артиллерiи подпоручика, ϯ 1 ноября 1797, 44 л. (С. Никольское-Опухтино Калязин. у.).

Вельямиковъ-Зерновъ Василiй Осиповичъ, штабсъ-капитанъ, р. 10 iюля 1783 ϯ 16 декабря 1808. «Сердечная слеза сей камень окропила; любовь брата къ брату его возродила. Сей камень купленъ въ Москвѣ 1816 г.» (С. Никольское-Опухтино Калязин. у.).

Вельяминовъ-Зерновъ Иванъ Осиповичъ, штабсъ-капитанъ, ϯ 23 января 1851. 65 л. (С. Никольское-Опухтино Калязин. у.).

Вельяминовъ-Зерновъ Осипъ Ивановичъ, артнллерiи подпоручикъ, ϯ И февраля 1785. 39 п. (С. Никольское-Опухтино Калязин. у.).

(Источник)

Терпигорева Вѣра Николаевна, вдова поручика, † 11 января 1891, 73 л. (С. Никольское-Опухтино Калязин. у.). (Источник)

Новосильцев Петр Иванович   (1752–1797.07.10,†с.Никольское-Опухтино Калязин.-у.) прапорщик 45 л. [Шереметевский В. Русск.провинц.некрополь. Т.1. М.,1914] (Источник)

 

До наших дней сохранилось воззвание священника села Никольское Апухтино (фамилия неразборчива), в котором он описывает состояние церкви и призывает делать пожертвования на обустройство церкви. Воззвание написано ориентировочно в конце 19 века (не ранее 1885 года).

 

О священниках, служивших в церкви:

“Первый из священнослужителей этого рода, о котором известно, это Петр, родившийся в 1723 году. Он служил благочинным в селе Никольское-Опухтино (сейчас Апухтино) на правом берегу Нерли (примечание редактора сайта: Апухтино находится на левом берегу р.Сабли, притока Нерли) в среднем ее течении. Рядом (в 2 км) стояло село Старое с церковью того же имени Благовещения Пресвятой Богородицы, что и в Никольском-Опухтине. В ту пору изменение названий сел (в связи с изменением их владельцев) было делом довольно обычным. В этом-то селе и родился Василий, отец Петра.
 В исповедной ведомости 1774 года села Никольское-Опухтино значится священник Петр Васильевич, 51 года (служил уже в 1762 году), его жена Наталья Алексеевна, 48 лет, и их сын Афанасий, 4 лет. Последний затем стал воспитанником Переславль-Залесской духовной семинарии, а в 1787 году, в совсем юном возрасте, был возведен в сан иерея на место скончавшегося родителя.
По данным ревизской сказки 1795 года, Афанасия назначили «из семинаристов». Он не успел получить полного образования и «за недокончанием правил философских и богословских» [1] проповедей «не сказывал», однако это не препятствовало успешной службе: согласно исповедной ведомости 1796 года, Афанасий уже в 29 лет являлся благочинным. Был он «хорошего состояния», «в чтении и пении исправен», в дурных поступках не замечен [2]. При нем в Никольском-Опухтине в 1800 году был возведен каменный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом Св. Николая.
В период службы отца Афанасия церковные владения составляли 36 десятин, в приходе числилось 14 деревень, население которых постоянно увеличивалось: если в клировой ведомости за 1796 год показан 171 двор и 1367 душ, то за 1809 год – уже 190 дворов и 1515 душ.
Жена Афанасия Петрова – Агафья Анисимова (1767) – внучка дьякона села Спирово Калязинского уезда Алексея Васильева (1695). Его отец Василий родился, по-видимому, ранее 1675 года.
У Афанасия сын Михаил получил фамилию Малинин во время обучения в Тверской духовной семинарии, окончив которую «до учреждения разрядов, был уволен с аттестатом учения хорошего, поведения честного» [3] и в 1813 году произведен в диаконы к храму Великомученика Никиты города Твери. В 1818 году он занял место священника при церкви Архистратига Михаила села Зятькова, где ранее служил Алексей Егорович Росляков. В 1818 – 1821 гг. о. Михаил являлся депутатом от духовенства, в 1821 – 1829 гг. был благочинным, а «по отставлении от оной должности» [4] стал духовником. В 1823 году Михаила Малинина наградили набедренником, в 1852 – фиолетовой бархатной скуфьей, а затем бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте в память Восточной (Крымской) войны 1853 – 1856 гг. Судя по клировой ведомости 1840 года, о. Михаил служил исправно, был «весьма хорошего поведения» и за этот год прочел одну проповедь по назначению цензора и пять в своей церкви [5]. При нем в Зятькове в 1852 году была построена кирпичная церковь во имя иконы Казанской Божьей матери, которая сохранилась до настоящего времени.
Сыновья Михаила Малинина: Александр (1815 – 1891), Василий (1818 – 1887), Иоанн (1821 – позднее 1880) и Иосиф (1834 – 1893) получили образование в Тверской семинарии и впоследствии стали священниками, причем первые трое назначались благочинными. Александр Малинин, протоиерей церкви Святой Живоначальной Троицы в селе Кой Кашинского уезда, благочинный в течение 42 лет. Жена Татьяна Павловна, дети: Владимир, Иван, Василий. Умер 19 мая 1891 года и похоронен в том же селе. Иоанн Малинин, благочинный с 1849 года, протоиерей церкви Благовещения Пресвятой Богородицы села Никольское-Опухтино Калязинского уезда, где ранее причт возглавлял его дед. Жена его Ольга Андреева, дочь Мария. Иосиф Малинин – священник церкви Рождества Христова села Рождествено Калязинского уезда. Согласно клировой ведомости села Зятькова за 1840 год, Михаил Афанасьевич Малинин имел также месячного сына Михаила, который, очевидно, умер в детстве (в клировой ведомости 1860 года он не упоминается).
Все дочери Михаила Афанасьевича Малинина: Матрона (1823), Марья (1826), Александра (1832) и Екатерина (1836) были обучены чтению и письму. Матрона Михайловна Малинина вышла замуж за священника Александра Павловича Рослякова, а ее сестра Екатерина – за иерея Павла Петровича Алексеева, который в 1862 году унаследовал приход церкви в Зятькове у своего тестя. Судьбы остальных дочерей неизвестны. (Источник)

 

 

В 1901 году служили: Священник Николай Михайлович Смирнов 23-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1896 года, священником с 1898 года. Диакон Владимир Дмитриевич Попов 54-х лет, в служении с 1865 года, диаконом с 1884 года. Псаломщик Василий Николаевич Рахманин 24-х лет, в должности с 1896 года. Церковный староста крестьянин Григорий Гаврилович Морозов в долности с 1899 года. (Источник).
РАЕВСКИЙ Петр Николаевич.

Родился в 1876 в селе Лукино Московской губ. (отец земский деятель). Священник, служил в церкви села Апухтино Нерльского уезда Тверской губ., занимался также пчеловодством. 5 февраля 1935 — арестован в Кашине, 26 апреля приговорен к 3 годам ссылки и отправлен в Мерке (Южный Казахстан). 14 июля 1937 — находился там же.

ГАРФ. Ф. Р-8409. Оп. 1:. Д. 1552. С. 87-88; Д. 1606. С. 176, 180-83, 185-87, 189. (Источник)
Григорий Иванович Березин уп. 1863 священник села Никольское-Опухтино Каляз. Уезда Тв. Губернии (Источник)

Арест священника

Из расстрельных списков «Мемориала» (г. Тверь):

ТРОИЦКИЙ Иван Сергеевич. Род. 1881, с.Григорьево Кушалинского р-на Калининской обл., б/п, единоличник, прож.: д.Байкусово Нерльского р-на Калининской обл. Арест 27.11.1937. Приговорен тройкой УНКВД по Калининской обл. 2.12.1937, обв.: АСА. Расстрелян 4.12.1937. По заключению Тверской областной прокуратуры от 15.06.1989 реабилитирован.

http://www.memo.ru/memory/tver/tv-18a.htm

По базе новомучеников ПСТГУ

Троицкий Иван Сергеевич
Год рождения 1881
Месяц рождения 1
Место рождения Тверская губ., с.Григорьево
священник
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ [до 1930г.] [1937г.]

Аресты

Тверская о., Нерльский р., с.Опухтино
Год ареста 1929
День ареста 3
Месяц ареста 12

Осуждения

03/02/1930
Приговор 3 года ИТЛ

Аресты

Калининская (Тверская) о., Нерльский р., д.Бойкусово
Год ареста 1937
День ареста 2
Месяц ареста 12

Реабилитация

Кем реабилитирован по Указу Президиума ВС СССР от 16.01.89г.
По году репрессий 1937

Документы

Список реабилитированных клириков и мирян Калининской обл.

http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans

И документы эпохи

Кимрский Окружной отдел ОГПУ  – начальнику  6 отделения  СО ОГПУ копия начальнику СО ОГПУ г. Москва.

4 декабря 1929 г.

Священник Опухтинской церкви Нерльского рна Кимрского округа Троицкий Иван Сергеевич по свидетельствам в июле месяце с.г. с целью увеличения доходности занимался отравлением детей, давая им пить отраву вместе с причастием, что подтверждается увеличением смертности детей в указанный период.

Одновременно Троицкий вел антисоветскую агитацию, предсказывая скорую гибель советской власти. Особенно высказывал это в связи  с событиями на Дальнем Востоке и разногласиями внутри партии, говоря «идут разногласия между советскими правителями, они не могут управлять над собой, не говоря уже о государстве и это говорит за близость падения советской власти»

В связи с производством хлебозаготовок, на Троицкого было наложено 50 пудов ржи и риса и последний ходил по деревням своего прихода, говорил, что советская власть его ободрала, приходится помирать с голоду, власть на церковь и духовенство делает нажим и волей-неволей приходятся отказываться. В ответ на это граждане производили нелегальные сборы.

В 1927 г. в с. Опухтино была переливка колокола весом около 200 пудов, для каковой цели по деревням было собрано много меди, серебра и чугуна и часть собранного была присвоена священниками после отливок, на квартире Троицкого происходили пиры и т.д. О сборе меди, серебра и чугуна Троицким говорилось в церкви на проповеди.

На основании вышеизложенного нами Троицкий арестован и привлекается к ответственности и по данному делу ведется срочное расследование.

Нужно сказать, что Троицкий серди населения имел большой авторитет и влияние, что при его аресте собралось около 100 человек женщин, требовавших его освобождения и путем уговоров и разъяснений удалось успокоить и рассеять массу. На второй день после ареста по всем деревням его прихода проводились собрания с дачей Троицкому одобрительных приговоров (инициаторы собраний нами выясняются).

Сообщая о вышеизложенном, просим дать ваши указания.

Зам. Нач.  Окр. Отдела ОГПУ  Широков

Уполномоченный  Секретного Отдела Щедрин.

ЦА ФСБ Ф.5. Оп.2. Д. 528.  Л. 291.

Я.А. Агранов и И.В. Полянский – Кимрский Окружной отдел ОГПУ  

22 декабря 1929

В ответ на Ваш запрос относительно священника Троицкого Ивана Васильевича СО ОГПУ считает, что следствие по его делу необходимо вести особенно тщательно в части тех сведений, которые говорят об отравлении им детей во время их причащения.

Кроме того, необходимо также путем свидетельских показаний доказать конкретно его антисоветскую деятельность.

Начальник СО ОГПУ Агранов

Помощник Начальника 6 Отдела СО ОГПУ Полянский.

ЦА ФСБ Ф.5. Оп.2. Д. 528.  Л. 290.

Источник: http://igorkurl.livejournal.com/98748.html

 

 

Comments are closed.