Статья: “Благовещенская церковь (1794-1799, 1820-е, 1880-1885). Храмовая живопись (кон. XIX)

Один из лучших памятников церковного зодчества на территории Калязинского райна. Благовещенская церковь с приделами святителя Николая и Покрова построена на средства местных помещиков Надежды Вельяминовой-Зерновой, Ивана Новосильцева и Михаила Абрамова. в 1820-х гг. выстроена колокольня, в 1880-1885 гг. – новая трапезная. Храм дважды расписывался, сохранились остатки росписи конца XIX века.

В советское время храм был закрыт и сильно разрушен. В 2012 году силами дачников и жителей начато его восстановление, которое продвигается медленно.

Благовещенская церковь – яркий образец провинциального классицизма, с множеством архаических барочных элементов, отступлений от канонов стиля и классического ордера. Тем не менее, в результате получилось незаурядное произведение, заслуживающее внимания и бережного сохранения.

Силами немногочисленных прихожан ведется работа по поиску средств, а также информированию сообщества (посредством стенда у храма и собственного сайта) о ходе работ. Поскольку в настоящее время храм в значительной части закрыт реставрационными лесами удобно воспользоваться очень хорошей подборкой фотографий для представления об отдельных деталях его архитектурного убранства. Они чрезвычайно любопытны, но мало доступны для обзора в настоящее время (2015). Исторические фото. Начала XX века (дома и ограда не сохранились)

Усадебный дом был утрачен в конце XX века (фото из “Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область”. Т. 4. М., 2015. С. 268):

Церковь еще в 1980-х гг. была в довольно хорошем состоянии (кроме разрушенного алтаря). Вид с востока, фото Дениса Спирина, отсюда:

Ее разрушение началось с ликвидации колхоза, когда здание стало бесхозным. В конце советского периода на трапезной еще имелась крыша.

В плане это классическое трехчастное здание, старая часть которого – четверик с ротондой, переход к которой осуществлен с помощью самых архаичных конических тромпов (правда, с небольшими “ступеньками” у основания).Первое фото – Александра Коршунова с сайта “Храмы России” (2013 год)

В интерьере видно, что ротонда, как обычно бывало в таких “переходных” храмах, внутри получилась “смятой”, напоминающей восьмерик со сглаженными углами:

Барочные детали присутствуют в этом храме во множестве. Во-первых, переход к ротонде декорирован не только “классическими” фронтонами (с четырех сторон) – фото Александра Коршунова. Фронтоны имеют богатые многообломные карнизы и декор из редких мутул.

Но здесь и совершенно избыточные белокаменные волюты, напоминающие таковые в отделке московских барочных церквей начала XVIII века – по углам четверика (две фотографии с приходского сайта, 2011 года, обратим внимание, до какой степени храм был поглощен кустарниками – эта поросль сейчас в значительной части вырублена)

Во-вторых, декор ротонды дополнен также совершенно избыточными барочными окнами-люкарнами. В настоящее время с устройством новой кровли эти окна будут переделываться – на предыдущей фотографии видно, что они полностью были забраны железом и заложены уже в ходе ремонта 1880-1885 гг. Обратим внимание, что на чертеже (взят также из “Свода памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область”. Т. 4. М., 2015. С. 268) архитектор В.И. Кузьмин не собирался оставлять в храме никаких люкарн на куполе:

Тем не менее, люкарны остались, и даже не заложенные, а лишь закамуфлированные изнутри. Они хорошо заметны сейчас, когда штукатурка сильно осыпалась, открыв следы первоначального декора (это четыре отверстия в куполе, одно из которых заметно правее группы ангелов на фото ниже):

Ротонда декорирована неожиданно пышно. Более всего отметим богатое узорочье каменной кладки, в том числе редкий для Тверской области меандровый поясок в основании венчающего ротонду карниза:

В настоящее время (2015 год) барабан почти полностью закрыт лесами и увидеть, что будет сделано в итоге – затруднительно.

Колокольня построена в 1820-х гг., но, вероятно, теми же мастерами, что и храм, и примерно в той же художественной манере – очень архаичной и, при этом, с немалым художественным вкусом. В этом отношении апухтинская колокольня – очень близкий аналог и родная “сестра” знаменитой затопленной колокольне Никольского собора в Калязине. Трехярусное сооружение увенчано сложным барочным завершением, состоящим из повторенного на четыре стороны фронтончика с треугольным сандриком и волютами у основания (напоминающего памятники XVII-XVIII вв.) и купола со шпилем. Обратим внимание и на белокаменную подоконную доску с ромбиком-филенкой. Вообще, обилие белокаменных деталей превращает колокольню в изящнейшее произведение искусства.

Это же замечание относится к спаренным колоннам в ее ярусах. Колонны ионические во втором ярусе. Ордер полный, но исполнение далеко от канонического:

В третьем ярусе ордер коринфский – с очень наивными по исполнению капителями:

Отделка храма после ремонта конца XIX века была откровенно грубовата. Кроме того, именно трапезная пострадала сильнее всего в последние десятилетия. Сейчас остатки ее сводов и стен закрыты баннерами, но это вряд ли остановит обрушение кладки:

Центральная часть трапезной:

Стены трапезной сильно разморожены и требуют серьезнейших восстановительных работ. Из имевшихся здесь еще в начале 2000-х гг. нескольких декоративных главок на стенах и сводах все утрачены.

Живопись, еще уцелевшая в холодной части храма, относится к концу XIX века и принадлежит хорошей мастерской (калязинской?). Наилучшим исполнением отличались фигуры ангелов в куполе, исполненные в живописной манере с воздушной перспективой и уверенной рукой. (Фото Дениса Спирина – 2013 год):

Частично живопись сохранилась на северной и южной стенах четверика:

Это орнаменты и фигуры святых – Николая Чудоторца, Арсения Тверского и Александра Невского.

и несколько композиций, в частности, “Беседа с самарянкой” на западной стене:

От росписи трапезной уцелел фрагмент с “Возвращением блудного сына”. Вообще, вся живопись масляная, и перспектива ее сохранения очень туманная.

Восстановление храма нужно всемерно приветствовать. При этом совершенно очевидно, что сложный и оригинальный памятник, в котором много уникальных черт, требующих внимательной фиксации и хорошего архитектурного надзора со стороны специалиста, едва ли возможно отрестраврировать только силами прихода. Кроме того, в последние год-два работы по причине нехватки средств почти не ведутся. На фото – фрагмент вычиненного карниза на куполе под новой кровлей ротонды.

 

Павел Иванов. Фото автора, сентябрь 2015 года, Дениса Спирина, Александра Коршунова, с сайта церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Апухтино. Исходное фото – отсюда. Историческая информация взята из “Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область”. Т. 4. М., 2015 год. Благодарим группу “Неизвестная провинция” за возможность посетить Апухтино и осмотреть здание храма.

Источник: http://tversvod.ru/page425/

 

 

Comments are closed.