Один из лучших памятников церковного зодчества на территории Калязинского райна. Благовещенская церковь с приделами святителя Николая и Покрова построена на средства местных помещиков Надежды Вельяминовой-Зерновой, Ивана Новосильцева и Михаила Абрамова. в 1820-х гг. выстроена колокольня, в 1880-1885 гг. — новая трапезная. Храм дважды расписывался, сохранились остатки росписи конца XIX века.
В советское время храм был закрыт и сильно разрушен. В 2012 году силами дачников и жителей начато его восстановление, которое продвигается медленно.
Благовещенская церковь — яркий образец провинциального классицизма, с множеством архаических барочных элементов, отступлений от канонов стиля и классического ордера. Тем не менее, в результате получилось незаурядное произведение, заслуживающее внимания и бережного сохранения.
Силами немногочисленных прихожан ведется работа по поиску средств, а также информированию сообщества (посредством стенда у храма и собственного сайта) о ходе работ. Поскольку в настоящее время храм в значительной части закрыт реставрационными лесами удобно воспользоваться очень хорошей подборкой фотографий для представления об отдельных деталях его архитектурного убранства. Они чрезвычайно любопытны, но мало доступны для обзора в настоящее время (2015). Исторические фото. Начала XX века (дома и ограда не сохранились)
Усадебный дом был утрачен в конце XX века (фото из «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область». Т. 4. М., 2015. С. 268):
Церковь еще в 1980-х гг. была в довольно хорошем состоянии (кроме разрушенного алтаря). Вид с востока, фото Дениса Спирина, отсюда:
Ее разрушение началось с ликвидации колхоза, когда здание стало бесхозным. В конце советского периода на трапезной еще имелась крыша.
В плане это классическое трехчастное здание, старая часть которого — четверик с ротондой, переход к которой осуществлен с помощью самых архаичных конических тромпов (правда, с небольшими «ступеньками» у основания).Первое фото — Александра Коршунова с сайта «Храмы России» (2013 год)
В интерьере видно, что ротонда, как обычно бывало в таких «переходных» храмах, внутри получилась «смятой», напоминающей восьмерик со сглаженными углами:
Барочные детали присутствуют в этом храме во множестве. Во-первых, переход к ротонде декорирован не только «классическими» фронтонами (с четырех сторон) — фото Александра Коршунова. Фронтоны имеют богатые многообломные карнизы и декор из редких мутул.
Но здесь и совершенно избыточные белокаменные волюты, напоминающие таковые в отделке московских барочных церквей начала XVIII века — по углам четверика (две фотографии с приходского сайта, 2011 года, обратим внимание, до какой степени храм был поглощен кустарниками — эта поросль сейчас в значительной части вырублена)
Во-вторых, декор ротонды дополнен также совершенно избыточными барочными окнами-люкарнами. В настоящее время с устройством новой кровли эти окна будут переделываться — на предыдущей фотографии видно, что они полностью были забраны железом и заложены уже в ходе ремонта 1880-1885 гг. Обратим внимание, что на чертеже (взят также из «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область». Т. 4. М., 2015. С. 268) архитектор В.И. Кузьмин не собирался оставлять в храме никаких люкарн на куполе:
Тем не менее, люкарны остались, и даже не заложенные, а лишь закамуфлированные изнутри. Они хорошо заметны сейчас, когда штукатурка сильно осыпалась, открыв следы первоначального декора (это четыре отверстия в куполе, одно из которых заметно правее группы ангелов на фото ниже):
Ротонда декорирована неожиданно пышно. Более всего отметим богатое узорочье каменной кладки, в том числе редкий для Тверской области меандровый поясок в основании венчающего ротонду карниза:
В настоящее время (2015 год) барабан почти полностью закрыт лесами и увидеть, что будет сделано в итоге — затруднительно.
Колокольня построена в 1820-х гг., но, вероятно, теми же мастерами, что и храм, и примерно в той же художественной манере — очень архаичной и, при этом, с немалым художественным вкусом. В этом отношении апухтинская колокольня — очень близкий аналог и родная «сестра» знаменитой затопленной колокольне Никольского собора в Калязине. Трехярусное сооружение увенчано сложным барочным завершением, состоящим из повторенного на четыре стороны фронтончика с треугольным сандриком и волютами у основания (напоминающего памятники XVII-XVIII вв.) и купола со шпилем. Обратим внимание и на белокаменную подоконную доску с ромбиком-филенкой. Вообще, обилие белокаменных деталей превращает колокольню в изящнейшее произведение искусства.
Это же замечание относится к спаренным колоннам в ее ярусах. Колонны ионические во втором ярусе. Ордер полный, но исполнение далеко от канонического:
В третьем ярусе ордер коринфский — с очень наивными по исполнению капителями:
Отделка храма после ремонта конца XIX века была откровенно грубовата. Кроме того, именно трапезная пострадала сильнее всего в последние десятилетия. Сейчас остатки ее сводов и стен закрыты баннерами, но это вряд ли остановит обрушение кладки:
Центральная часть трапезной:
Стены трапезной сильно разморожены и требуют серьезнейших восстановительных работ. Из имевшихся здесь еще в начале 2000-х гг. нескольких декоративных главок на стенах и сводах все утрачены.
Живопись, еще уцелевшая в холодной части храма, относится к концу XIX века и принадлежит хорошей мастерской (калязинской?). Наилучшим исполнением отличались фигуры ангелов в куполе, исполненные в живописной манере с воздушной перспективой и уверенной рукой. (Фото Дениса Спирина — 2013 год):
Частично живопись сохранилась на северной и южной стенах четверика:
Это орнаменты и фигуры святых — Николая Чудоторца, Арсения Тверского и Александра Невского.
и несколько композиций, в частности, «Беседа с самарянкой» на западной стене:
От росписи трапезной уцелел фрагмент с «Возвращением блудного сына». Вообще, вся живопись масляная, и перспектива ее сохранения очень туманная.
Восстановление храма нужно всемерно приветствовать. При этом совершенно очевидно, что сложный и оригинальный памятник, в котором много уникальных черт, требующих внимательной фиксации и хорошего архитектурного надзора со стороны специалиста, едва ли возможно отрестраврировать только силами прихода. Кроме того, в последние год-два работы по причине нехватки средств почти не ведутся. На фото — фрагмент вычиненного карниза на куполе под новой кровлей ротонды.
Павел Иванов. Фото автора, сентябрь 2015 года, Дениса Спирина, Александра Коршунова, с сайта церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Апухтино. Исходное фото — отсюда. Историческая информация взята из «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область». Т. 4. М., 2015 год. Благодарим группу «Неизвестная провинция» за возможность посетить Апухтино и осмотреть здание храма.
Источник: http://tversvod.ru/page425/